Такие разные сериалы. Часть 1  

Е.АФАНАСЬЕВА: Добрый вечер, в эфире «Телехранитель» - программа о сути телевидения, о тех, кто определяет и хранит эту суть. В студии Елена Афанасьева. И как всегда по воскресеньям, мы с вами говорим о персонах, программах, событиях и антисобытиях, которые влияют на то, каким наше телевидение будет сегодня и завтра. Сегодня поговорим о сериалах. «Такие разные сериалы» - назвали мы тему нашей беседы. В гостях у нас сегодня замечательная актриса Ольга Остроумова. Добрый день, Ольга Михайловна.

О.ОСТРОУМОВА: Здравствуйте.

Е.АФАНАСЬЕВА: И режиссер и теперь продюсер Александр Назаров, который сначала был главным режиссером на одном из самых успешных проектов позапрошлого теперь уже года – на проекте «Не родись красивой», а сейчас он продюсер очень любопытного сериала, на канале СТС выходящего, «Атлантида». Добрый день, Александр.

А.НАЗАРОВ: Добрый день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Вот мы поговорим с ними сегодня о сериалах, естественно с вами, уважаемые наши слушатели. Наш смс-номер - +7 985 970 45 45. Пожалуйста, ваши вопросы Ольге Михайловне, Александру, и ваши реплики и высказывания о том, какие же сериалы сегодня есть и какие должны быть, какие из них привлекают ваше внимание, и почему, на ваш взгляд, некоторые проекты становятся, что называется, культовыми и нарицательными, такие, как «Не родись красивой» и только что закончившийся «Татьянин день», а некоторые по какому-то общему набору факторов, кажется, не уступают им – вроде бы и сценарий подобный, и актеры не хуже, а вот не получается. Вот такие у нас вопросы к вам, уважаемые слушатели. Во второй части программы вы сможете с нами поговорить и по телефону, а пока смс присылайте. Как думаете вы, уважаемые мои гости, что объединяет сегодня на нашем телевидении начала 2008-го года успех сериала? Почему есть сериалы, которые становятся успешными, есть сериалы, которые проходят незаметно, хотя в общем-то схемы теперь примерно одинаковые, по которым делают сериалы, или я ошибаюсь? Александр Назаров. Что за схемы?

А.НАЗАРОВ: Вы знаете, дело в том, что сериал до сих пор считается и, наверное, справедливо считается низким жанром, что говорит о том, что у него скорее всего большая и длинная судьба, потому что что касается меня, то я пришел в сериалы достаточно осознанно. Была такая амбициозная хитрая мысль. Я люблю великого русского литературного критика Шкловского, у которого в свое время прочел гениальную фразу – что искусство развивается по пути канонизации низких жанров. Таким образом, если хочешь стать Мольером, берись за низкий жанр – за фарс. Кто на сегодняшний день бросит камень в Мольера? Никто.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть Мольер был автором сериалов по тем временам?

А.НАЗАРОВ: По тем временам да, потому что он был автором низких жанров, потому что высокий жанр существовал в Париже, в Пале-Рояль – Расин, Корнель, а Мольер был…

О.ОСТРОУМОВА: Комедии считались низким жанром.

А.НАЗАРОВ: Фарс, да. Он путешествовал по провинции со своей маленькой труппой и веселил народ. Но тем не менее, на сегодняшний день именно Мольер – создатель «Комеди Франсез». В «Комеди Франсез» был, видел его там бюст.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга Михайловна, вы человек, который играл и в кино, играл и в театре - замечательные работы. Для вас сериал – это более низкий жанр или все-таки это наравне с кино и театром?

О.ОСТРОУМОВА: Вы знаете, сейчас уже я не могу сказать, что это для меня низкий жанр. Когда начиналось все это, первый мой сериал, вероятно, был «Бедная Настя». Даже до «Бедной Насти», когда кино не было, все развалилось, то снимались фильмы чуть ли не за неделю какие-то телевизионные. Вот это был абсолютно низкий жанр, потому что никто качеством не занимался – надо было за неделю снять целый фильм и показать его по телевидению, и это было достаточно для меня ужасно. Я в одном таком участвовала – как-то попала, потому что согласилась, так как Оля Волкова там тоже снималась, и поработать с такой актрисой мне показалось интересным. Знаете, попадаешь ведь всегда как кур в ощип – думаешь, будет интересно, и достаточно интересный сценарий был, но вот эта вот гонка, конечно, никакого качества не предполагала. И тогда я немножко пожалела об этом.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга Михайловна, но ведь сериалы тоже снимаются как бы такими поточными методами сейчас. Насколько я знаю, такие, как «Бедная Настя». Вот сейчас вы играете на СТС «Одна ночь любви» - тоже костюмный сериал, до этого в «Не родись красивой» участвовали. Серия в день, как говорят. Ну или несколько серий в неделю. Да, Александр? Какой график у таких сериалов?

А.НАЗАРОВ: Ну, в общем, да, нужно стремиться к одной серии в день.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но поток этот предполагает качество, в том числе и актерской работы или нет?

О.ОСТРОУМОВА: Сейчас для меня уже предполагает, да. Как вам сказать, все-таки уделяется внимание, и довольно много и качеству – как костюм сшит и что ты говоришь и как ты говоришь и даже качеству диалогов. Вот мы с Сашей Назаровым работали на «Бедной Насте»…

А.НАЗАРОВ: На «Не родись красивой».

О.ОСТРОУМОВА: А, на «Не родись красивой», прошу прощения. Да, я чего-то думала, что мы уже так давно знакомы. Но мы тогда просили и боролись с диалогистами – сколько их было человек, не знаю, - что так не могут говорить люди воспитанные, я уж не говорю, что дворяне. И их меняли. Сейчас мне показалось, что это немного лучше, но тем не менее, опять же, у нас претензии, и опять будут в «Одна ночь любви», мне кажется, как-то улучшать это качество диалогов. Мы, конечно, поправляем это на ходу. Но такие актеры, как Саша Филиппенко, Ира Муравьева, я – уже более или менее с опытом, с чувством, что ли, стиля, хотя бы сословного какого-то, наработанного за всю свою жизнь, мы поправляем молодых, но это, конечно, не дело. Все же, я хочу сказать, это все лучше стало. Стало быстрее, много времени мы этому не уделяем. Допустим, камера… Хотя дольше стали ставить свет, что лучше. В кино ведь на пленку всегда очень долго ставят свет, и от этого очень зависит качество. Мне кажется, изменилось многое в лучшую сторону.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольга Михайловна, в Америке, это все знают, существует деление на актеров сериальных и актеров большого кино и практически очень редко кому удается перейти… ну, Джордж Клуни, сыгравший в «Скорой помощи» любимца женщин, - один из немногих, пожалуй, примеров человека, который перешел. У нас такого нет – у нас вы только что назвали своих коллег. И вы, и актеры высочайшего уровня играют в сериалах. Это плюс для российского телевидения и телевизионного кино или это совсем вообще две сферы несочетающиеся?

О.ОСТРОУМОВА: Ну я не знаю, как будет дальше. Может, образуется клан актеров телевизионных, сериальных. Не знаю, пока где ж их взять? Все равно как бы, да пусть меня простят все, но все-таки элита актерства – это театральные актеры.

Е.АФАНАСЬЕВА: Понятно, что вы нужны телесериалам. А для вас это что все-таки? Возможность зарабатывать деньги, которых, может, не так много в театре?

О.ОСТРОУМОВА: Во-первых, денег в театре действительно не так много, но это еще и… ну, я, например, в «Бедную Настю» пошла, потому что мне предложили роль, которую мне очень редко предлагали в кино.

Е.АФАНАСЬЕВА: Отрицательную?

О.ОСТРОУМОВА: Отрицательную. Ну, играла у Матвеева один раз в фильме «Чаше терпения», что ли, он назывался. Мне предложили отрицательную роль – это очень интересно. Особенно в моем возрасте, и я поэтому пошла и не жалею. Ну что ж, по-моему, даже выдвигали на «Тэфи».

Е.АФАНАСЬЕВА: Мы сегодня говорим о сериалах. Говорим с замечательной актрисой Ольгой Остроумовой и с режиссером и продюсером Александром Назаровым в программе «Телехранитель». Напоминаю наш смс-номер - +7 985 970 45 45 – пожалуйста, мы ваши вопросы не забудем, будем их тоже читать. Александр, скажите, сериал, который у вас сейчас идет – когда я веду эфир, меня часто спрашивают рассказать про сериал «Атлантида» - такой непохожий на другие. Вот казалось, у нас достаточно гламурные сериалы шли, особенно на канале СТС много лет – красивые, костюмные, про хорошую жизнь, а тут сериал, в общем-то, выбивающийся из этого потока. Во-первых, сюжет более или менее связанный с реальной действительностью, то есть с той историей, когда женщина, защищаясь, убила человека. Как я понимаю, это все-таки было толчком для создания сериала, хотя у вас там не таксист, а банкир. И непривычная для канала СТС тема, когда там есть и тюрьма, и все прочее. Это только внешнее отличие или вы действительно хотели сделать другой сериал, непохожий на ту же «Не родись красивой»?

А.НАЗАРОВ: Нет, ну тут нужно сказать, что во-первых, я вошел в сериал, когда уже литературный материал был сформирован в своей основе. Поэтому когда мне генеральный продюсер Юрий Сопронов предложил этот материал, то я прочел его – честно говоря, вечером сел читать, думал, сейчас почитаю чуть-чуть и посплю, а так получилось, что я дочитал до конца все восемь серий, которые мне прислали. И это было очень хорошим знаком, что бывает редко. И это была главная отправная точка, почему я согласился участвовать в этом проекте. А дальше – на самом деле, он действительно кардинально отличается от того продукта, который идет на СТС, к которому привык СТС, и мне кажется, что в этом СТС прав, что он меняет свое лицо в каком-то смысле, делает себя подвижным, и судя по тому, как идет сериал на этом канале, значит, что зритель СТС готов в том числе и к такому.

Е.АФАНАСЬЕВА: Но рейтингов и планок «Не родись красивой» он не достиг.

А.НАЗАРОВ: Нет, конечно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Почему, по вашему? Почему эта история меньше привлекает, чем история страшненькой Кати Пушкаревой, которая превратится в замечательную?

А.НАЗАРОВ: Очень простой ответ. Дело в том, что основа у «Не родись красивой»… ведь основанная зрительская аудитория у «Не родись красивой», что было приятно и неожиданно, это дети. Почему?

Е.АФАНАСЬЕВА: Сказка про Золушку.

А.НАЗАРОВ: Ну конечно. Потому что это была сказка про Золушку. А ведь если рассматривать мифологическую основу «Атлантиды», то это Книга Иова, это человек, проходящий через все возможные испытания, через которые он только может пройти, и в конце концов он все равно не проклинает бога. в данном случае это наша главная героиня. Она не проклянет никоим образом, она примет все испытания, которые ей уготованы, и выйдет светлой из этих испытаний, просветленной. Ну, понятно, что сказка более популярна, ей все возрасты покорны.

Е.АФАНАСЬЕВА: Чем библейская истина.

А.НАЗАРОВ: К сожалению, да, это так оно и есть.

Е.АФАНАСЬЕВА: Давайте несколько вопросов, которые заранее были присланы на наш сайт в Интернете и которые пришли по смс. Ольге Михайловне вопрос от Алены Смирновой, служащей из Москвы: «Скажите, пожалуйста, почему, на ваш взгляд, в сериале «Одна ночь любви» так велика разница между актерской игрой молодежи и маститых профессионалов? Она просто режет глаза. Нельзя ли дать молодым немного уроков, как это должно быть? не чувствуют эпоху, слишком современны» - считает Алена.

О.ОСТРОУМОВА: Ну вы знаете, мы только начали. Это вообще беда, может быть, молодых. А их там еще и много. Есть очень талантливые ребята, и еще учатся. Это, вероятно, опыт какой-то. Они еще новички вообще на телевидении и в кино, многие первый раз просто снимаются. Это все придет. А мы с ними, конечно, работаем непосредственно, обязательно. И насчет выправки я им все время говорю – вы должны быть вытянуты, адъютанты по струнке, и девочкам. Но это придет. Мы только начали. Они освоят.

Е.АФАНАСЬЕВА: А ваша дочка, Оля, играет в сериалах где-то или нет?

О.ОСТРОУМОВА: Оля не играет пока, потому что она родила внука.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, вы бабушка. Поздравляю. Ну а в принципе Оле как актрисе это интересно?

А.НАЗАРОВ: Ну, Оля снималась в сериале «Не родись красивой».

О.ОСТРОУМОВА: Да. Она, правда, из-за театра, тогда выпускала спектакль и мало смогла уделить времени. Но она такая там, даже сценки, которые там были, я запомнила – такая язвочка эксцентричная.

Е.АФАНАСЬЕВА: Так что еще впереди, да?

А.НАЗАРОВ: Нам очень жалко, что Оля так… Могло бы быть в женсовете не пять человек, а шесть, как должно было быть изначально.

Е.АФАНАСЬЕВА: А, то есть ей планировалась роль, но театр не пустил.

А.НАЗАРОВ: Театр не пустил, к сожалению.

Е.АФАНАСЬЕВА: То есть режиссер вынужден учитывать не только замечательный сценарий, но и отпустят ли актрису…

А.НАЗАРОВ: Ну, это закон жанра.

О.ОСТРОУМОВА: Конечно, когда снимаешься в таких длительных сериалах, то договариваешься с театром, чтобы тебя немножко освободили.

Е.АФАНАСЬЕВА: Сейчас уже зрители научены опытом длинных сериалов и знают, что если там герой умирает неожиданно или уезжает куда-то надолго в Америку, это значит, что он не может сниматься, и периодически наоборот гадают – этого героя убили, потому что актер не смог или почему? Часто приходится на длинных сериалах вот так выкручиваться, Александр?

А.НАЗАРОВ: Ну, на самом деле, на моем веку таких выкрутасов было очень мало, и, по большому счету, приходится. Потому что сериал в классическом виде, в том виде, в каком он сложился и складывается, это почти кино, но в общем это все равно шоу, которое рождается почти в прямом эфире. Потому что расстояние между моментом производства и моментом выпуска в эфир минимальное. Поэтому хочешь не хочешь, но приходится учитывать и такие реалии.

Е.АФАНАСЬЕВА: Ольге Михайловне вопрос от Александра Горбунова пришел: «Ответьте, будут ли снимать продолжение сериала «Большие девочки»? замечательный был сериал, но остался незаконченным – из четырех героинь счастье нашла только одна». Я хочу сказать, что это был достаточно новый для вас опыт. Это ситком – совсем другой жанр, комедия положений. Да?

О.ОСТРОУМОВА: Да. Тоже интересно.

Е.АФАНАСЬЕВА: Как вам там поработалось, вот в таком сериале?

О.ОСТРОУМОВА: Вы знаете, опять, я говорю всегда – там было замечательно, потому что там были изумительные артистки. Просто изумительные. И Валя Теличкина, и Галя петрова, и мама ее замечательная.

А.НАЗАРОВ: Лена Миллиоти.

О.ОСТРОУМОВА: Да, и Лена Миллиоти замечательная из «Современника». Все были с юмором, все были… как вам сказать, наша четверка боролась с ситкомом, и, по-моему, там даже потом убрали смех. Но конечно, это на грани. Ну, нам хотелось все потоньше. А ситком все-таки предполагает достаточно грубые…

Е.АФАНАСЬЕВА: Густые мазки, да?

О.ОСТРОУМОВА: Да, и юмор такой…

Е.АФАНАСЬЕВА: Это Ольга Остроумова. Мы говорим сегодня о сериалах. В гостях у нас сегодня еще Александр Назаров. Он продюсер сериала «Атлантида» и главный режиссер сериала «Не родись красивой». Мы вернемся к программе «Телехранитель» после короткого выпуска новостей.
На главную
На главную раздела

Hosted by uCoz