Остроумова не снимается ради денег  

Эта любимая не одним поколением кинозрителей актриса в Минск приезжала всего на один день - в программу Международного фестиваля правозащитного кино был включен фильм "Змеиный источник", в котором Ольга Остроумова сыграла почти демоническую личность, держащую в страхе провинциальный городок. Поэтому первый вопрос журналистов актрисе на пресс-конференции касался, конечно, столь необычной для нее киноработы.

- Я играю властную женщину, уверенную в себе и своей правоте. И она постоянно стремится к еще большей власти. А получить ее возможно, только попирая достоинство других людей. Признаюсь, не ожидала открыть в себе подобные качества.

- Ольга Михайловна, вы принимаете все приглашения сниматься?

- Я всегда старалась не сниматься просто из-за денег или ради появления на экране. Поэтому чаще отказывалась. И тем не менее "вляпывалась" в разное кино, ведь сценарий - это всегда кот в мешке.

Вообще, я не из тех актрис, которые всю жизнь эксплуатируют свое обаяние. После "А зори здесь тихие..." не снималась два года, потому что предлагали только Женек. Я могла из фильма в фильм тиражировать этот образ. Но отказывалась, пока не сыграла Маню Поливанову в картине "Любовь земная". Женька - лидер, а Маня - совсем другая. Мне хотелось сыграть именно такую - женственную героиню. Потом не снималась очень долго, пока не "встретила" старуху Василису в картине "Василь и Василиса". Потрясающей глубины рассказ Распутина и... возрастная роль. Такого я еще не играла. И в театре, и в кино предпочитаю выбирать то, чего еще никогда не делала. Получится или нет - другой вопрос.

- Сегодня, к сожалению, мало кто может себе позволить ездить в Москву, чтобы ходить по театрам. Поэтому нам сложно быть в курсе театральной жизни бывшей нашей столицы. А что вы сейчас играете на сцене?

- Я работаю в театре Моссовета. Играю не очень много, впрочем никогда и не хотела иметь очень много ролей. У меня двое детей, домашние дела, семейные обязанности. И, увы, никто мне не помогает.

Но есть роли, которые играю с удовольствием. Был спектакль "Вдовий пароход" по повести Грековой. Счастлива, что мне попался материал такой глубины. В него ныряешь - и не можешь достать дна. Редкая роль позволяет совершать подобные прыжки.

Очень люблю Елену в "Белой гвардии". Огромное везение даже просто произносить текст Булгакова - сразу становишься благороднее.

Не знаю, буду ли играть дальше мадам Бовари. Мой партнер Евгений Лазарев, который играет Шарля, решил уйти из театра и актерской профессии.

Последняя работа - в спектакле по пьесе Ануя "Не будите мадам". Это пьеса про театр, но не про то, как смешно и забавно за кулисами, а про то, как там страшно.

- "Змеиный источник" включен в коллекцию правозащитного фестиваля "Сталкер". А ваши права - человека, актрисы, женщины - когда-нибудь нарушались?

- Скорее я сама позволяла их нарушать. В так называемые застойные времена меня часто приглашали участвовать в концертах в Кремлевском Дворце съездов. И хотя я никогда не считала себя очень активным членом общества, отказаться не могла. Нарушались ли мои права? Конечно. Но я сама этому потакала. Было ужасно стыдно выходить на эту огромную сцену, где один драматический артист смотрится глупо, и произносить какой-то текст да еще под фонограмму. И после всего этого получала гонорар, равный двум моим месячным зарплатам в театре, и униженная, зажав эти деньги в кулак, шла домой.

И вот в начале перестройки - звонок из минкульта. Опять просят участвовать в очередном правительственном концерте. "А что читать?" - спрашиваю. И вдруг говорят: "Что хотите". "Тогда "Реквием" Ахматовой". Последовала пауза - чиновник явно не читал это произведение. На следующий день опять звонок: "Не надо "Реквием", в праздничный день такая трагическая вещь..." - "Что же?" Опять - "Что хотите". И я читала Цветаеву, которая обожала Москву, Кремль. Это было победой, с этого момента для меня началось новое время. Можно стерпеть многое, но говорить то, что думаешь.

Надежда Белохвостик.
На главную
На главную раздела

Hosted by uCoz